Внук Чапаева: «Деда предали свои»

фoтo: Aлeксaндр Дoбрoвoльский

Aркaдий Aлeксaндрoвич Чaпaeв

СПРAВКA «МК»: «32-лeтний Вaсилий Чaпaeв скoнчaлся oт пулeвoй рaны, пoлучeннoй в бoю пoд гoрoдoм Лбищeнскoм 5 сeнтября 1919-гo. В тoм жe гoду умeрлa, зaрaзившись тифoм, eгo жeнa, крaсaвицa Пeлaгeя. Oднaкo рoд лeгeндaрнoгo пoлкoвoдцa нe прeрвaлся. К тoму врeмeни ужe пoдрaстaли eгo сынoвья, Aлeксaндр и Aркaдий, и дoчкa Клaвдия».

Чaпaeв с жeнoй Пeлaгeeй Никaнoрoвнoй. Фoтo из личнoгo aрxивa

Eгo мoгилу зaбрaлa рeкa

— Aркaдий Aлeксaндрoвич, дaжe стaршeму из Чaпaeвыx-дeтeй былo в ту пoру всeгo-тo 9 лeт. Oткудa жe извeстны в сeмьe пoдрoбнoсти мирнoй и вoeннoй жизни вaшeгo дeдa?

— Oстaлись рoдствeнники, oднoсeльчaнe, знaкoмыe. Мoй oтeц, eгo сeстрa нeoднoкрaтнo eздили нa рoдину Вaсилия Ивaнoвичa, встрeчaлись с нeкoтoрыми из бывшиx чaпaeвцeв. Тaк удaлoсь узнaть мнoгoe прo нaшeгo знaмeнитoгo дeдa-пoлкoвoдцa, прo eгo характер, привычки.

Начав воевать в 1915 году, Чапаев дослужился в царской армии до фельдфебеля. За героизм в боях был награжден четырьмя солдатскими «Георгиями» и Георгиевской медалью. А оказавшись в Красной армии, стал быстро продвигаться по службе, заняв в итоге должность командира дивизии.

В военном деле дед был стратегом-самородком, мыслил нестандартно. И, хотя он фактически не имел специального образования, слушателям наших военных академий до сих пор предлагают в качестве образцов для разбора некоторые проведенные им операции.

29 ноября 1918 года Василий Иванович написал заявление: «Желая получить высшее военное образование, прошу зачислить меня слушателем Академии Генерального штаба РККА». Однако в аудиториях долго не задержался и буквально через пару месяцев покинул учебное заведение: «Все это я знаю лучше, чем здесь преподают!»

К слову сказать, неправы те, кто по шаблону представляет Чапаева только лихим кавалерийским военачальником: шашки наголо, в атаку! В дивизии у него были и броневики, и танки, и самолеты. Так что командиру нужно было уметь грамотно распорядиться в бою этой современной по тем временам военной техникой. А еще он хорошо владел немецким языком. Выучил этот язык в молодости, живя в Поволжье, где обитало тогда много этнических немцев.

Для комдива Чапаева не было авторитетов, он не желал выполнять распоряжения армейских и даже московских штабных стратегов, если считал их неправильными. Перекраивал боевые действия дивизии по-своему. Конечно, из-за такой самостоятельности Василий Иванович нажил себе много недоброжелателей. В том числе среди «верхов» молодой республики. Сам Главвоенмор Троцкий ополчился против строптивца и даже однажды лично приехал в дивизию снимать Чапаева с должности.

Василий Чапаев. Фото из личного архива

Однако тут выяснилось, что все красноармейцы — стеной за своего командира и готовы «дать жару» любому, кто захочет его сместить. Пришлось Льву Давыдовичу спешно ретироваться. Зато после гибели комдива кремлевские власти отыгрались на его сподвижниках: практически все ближайшее окружение Чапаева было уничтожено.

К слову сказать, среди чапаевцев было немало тех, кто стали позднее известными и даже знаменитыми. Вот лишь несколько имен. Под командой Василия Ивановича воевали будущий Маршал артиллерии Хлебников, легендарные генералы Великой Отечественной Панфилов, Ковпак, знаменитый летчик, участник чкаловских перелетов Беляков, поэт Демьян Бедный, чешский писатель Ярослав Гашек…

— Остались ли для вас, потомков легендарного героя, «белые пятна» в его биографии?

— Многие эпизоды из жизни комдива Чапаева неизвестны. Мой отец, Александр Васильевич, в свое время, пользуясь своим генеральским званием, пытался искать в архивах, но даже ему это не удалось: до сих пор значительная часть документов засекречена. Почему? Видимо, скрываются конфликтные отношения деда с людьми, пришедшими впоследствии к руководству страной.

Анализируя рассказы ветеранов-чапаевцев, я понимаю, что Василий Иванович погиб отнюдь не случайно. Есть в этой истории много моментов, заставляющих предположить: кто-то из недовольных чапаевской своенравностью и самовольством (это могли быть и военспецы из числа бывших офицеров, перешедших на сторону большевиков) сумел «организовать» внезапный рейд отряда белых в тыл дивизии и подвел ее командира под пули.

По одной из существующих версий, тяжело раненного в живот Чапаева переправили через реку Урал два красноармейца-венгра, положив своего комдива на импровизированный плот из половинки ворот. Но, добравшись до противоположного берега, они увидели, что Василий Иванович уже умер. Тогда венгры закопали тело в прибрежном песке и закидали камышами, чтобы могилу не нашли казаки.

Потом, в 1950-е или 1960-е гг., один из участников тех событий даже прислал письмо с подробным рассказом о них, с описанием, где это было. А года два назад появился энтузиаст, который, собрав все данные, попробовал отыскать могилу Чапаева. Вроде бы нашел похожий по приметам прибрежный участок, но оказалось, что за прошедшие десятилетия Урал изменил свое русло. И теперь вероятное место захоронения деда оказалось под водой, а может, останки и вовсе смыло потоком.

— Но существует версия, что Василий Иванович тогда не погиб…

— Да, некоторые так утверждали… В 1950-е, когда сталинские суровые порядки ушли в прошлое, в разных городах СССР вдруг один за другим стали появляться «выжившие Чапаевы». Сколько же тогда было таких «сыновей лейтенанта Шмидта»! Ими занимались органы госбезопасности, неоднократно моего отца вызывали на опознание. Но, конечно, всякий раз обнаруживался обман. Стоило лишь о каких-то житейских мелочах спросить, о мелких фактах из биографии настоящего Чапаева — и претендент на его имя «сыпался».

«Икона» для Страны Советов

— Почему комдив Чапаев оказался столь популярен? Ведь были же в Гражданскую и другие «красные богатыри» — тот же Котовский, Щорс, Миронов…

— В первые годы, когда «у руля» встал Сталин, перед советскими деятелями искусства была поставлена задача: создать образ идеального героя Гражданской войны. Именно такого человека-«икону» и постарались сделать из Чапаева. Подобный выбор понятен: ведь к тому времени уже был написан Фурмановым роман… Однако в реальности дед был человеком куда более «широкого профиля», и ограничивать представление о нем одной лишь военной темой, конечно, неправильно. Но так распорядились «сверху».

Результаты превзошли все ожидания сталинских идеологов. После выхода на экраны знаменитого фильма братьев Васильевых образ комдива Чапаева завоевал среди советских людей столь огромную популярность, что это вызвало у Сталина чувство ревности.

Поначалу, когда «Чапаев» появился в кинопрокате, мой отец и другие дети Василия Ивановича оказались буквально нарасхват: их без конца приглашали выступать перед публикой, присутствовать в качестве почетных гостей на различных мероприятиях… Но уже вскоре власти это все прикрыли: кремлевским товарищам во главе со Сталиным не понравилась такая чапаевская слава.

— Анекдоты про нынешнего юбиляра — особая тема. Можно, наверное, Василия Ивановича в книгу рекордов вносить как популярнейшего героя народного юмора на протяжении долгих десятилетий.

— По воспоминаниям моего отца, старшего из детей Василия Ивановича, Чапаев был своенравным, горячим, но справедливым человеком, и притом любил шутки, анекдоты. Что же касается анекдотов про него самого, их действительно придумали очень много (мне даже в США на полках книжных магазинов попадался толстый сборник на английском: «Анекдоты про Чапаева»). Однако в этой массе нет ни одного злого, все они «теплые».

Между прочим, и позднейших «разоблачений» про деда читать не доводилось. Даже в «лихие» 1990-е, когда пошла мода свергать всех прежних коммунистических кумиров, не говорили, не писали о Василии Ивановиче плохо.

— Сохраняется ли военная династия Чапаевых?

— Оба сына Василия Ивановича выбрали армейскую стезю. Младший, Аркадий, был военным летчиком, дружил с Чкаловым. Он погиб в 1939-м под Борисоглебском во время испытательного полета на новой модификации истребителя И-16. А буквально через несколько дней я появился на свет, и родители назвали меня в честь дяди.

Та давняя история, связанная с трагической смертью Чапаева-младшего, до сих пор остается неясной. Все документы, в которых могли бы содержаться какие-то подробности, и сейчас еще засекречены. Однако у меня и других потомков Василия Ивановича есть серьезные подозрения, что это была специально подстроенная авиакатастрофа.

А старший из сыновей комдива — Александр, мой отец, — предпочел пушки. Он участвовал в Великой Отечественной, командуя полковой, дивизионной артиллерией. Его несколько раз представляли к званию Героя Советского Союза, однако в Кремле эти бумаги заворачивали. Видимо, прежняя ревность Сталина к столь популярному в народе полководцу распространилась и на его сына.

Так отец Героем и не стал, хотя других высоких наград у него много: в том числе полководческие ордена Невского, Суворова, Хмельницкого… В отставку он вышел генерал-майором, с должности зам.начальника артиллерии Московского военного округа.

В следующем поколении продолжил армейскую чапаевскую традицию мой старший брат Валентин. Он был офицером-летчиком, служил на диспетчерских пунктах управления летательными аппаратами… И сын Валентина, Алексей, тоже стал военным, правда, сейчас он уже на пенсии. А вот дальше — стоп! Следующие потомки Василия Ивановича предпочли осваивать мирные профессии. Так что династия Чапаевых-военных прервалась.

— Ну а усы-то, фирменные чапаевские усы? Этот атрибут мужской внешности у наследников комдива в моде?

— Нет, никто из сыновей, внуков, правнуков Василия Ивановича растительность над верхней губой не отращивал. Правда, сейчас мой внук бороду и усы носит…

— О Чапаеве написано немало. В том числе есть «мемуары», в прямом смысле слова сочиненные некоторыми его бывшими сослуживцами. А потомки Василия Ивановича не пытались написать о нем?

— Мой отец, Александр Васильевич, подготовил в свое время книгу. Но это учебное пособие для военных учебных заведений, в котором разбираются вопросы организации Чапаевым командования дивизией, проведенные им тактические и стратегические операции…

Чапаевский рейд в ООН

— Вы родились через 20 лет после гибели Василия Ивановича. Каким же он вам представляется: как на старых фото или как на экране знаменитого фильма?

— Для меня образ деда все-таки в первую очередь ассоциируется с тем лихим командиром дивизии, которого великолепно сыграл в кино Бабочкин. Кстати, мы с ним неоднократно встречались, и Борис Андреевич всегда мне с горечью говорил, что эта роль его «убила» как артиста: после киноленты братьев Васильевых все видели в нем только Чапаева.

— Трудное это дело — быть потомком столь легендарного героя? Влияет на жизнь?

— Мы, внуки Василия Ивановича, никогда не афишировали своего родства со знаменитым «красным комдивом». У меня на работе никто из сослуживцев даже и не знал, чей я внук, — были уверены, что однофамилец.

Кстати, об однофамильцах. Чапаевых мне встречать приходилось не раз. И большинство из них оказались «детьми войны». Работники детских домов, куда привозили-приводили малышей, потерявших родителей в военной круговерти и не помнивших своей фамилии, самых бойких из них нередко записывали Чапаевыми — в честь главного героя знаменитого фильма. А изначально эта фамилия встречалась довольно редко — в Поволжье, на Урале. По некоторым предположениям, она произошла от термина, используемого в столярном ремесле, — «чапать». В нашем случае вполне логично, ведь в роду у Василия Ивановича было много столяров и плотников. А вот ставшее благодаря фильму крылатым прозвище комдива Чапай в реальности, похоже, не использовалось. По крайней мере никто из бывших чапаевцев, с которыми доводилось встречаться, не вспоминал, чтобы бойцы и командиры даже между собой так называли Василия Ивановича.

— Давайте вернемся к вашему жизненному пути…

— Я трижды менял работу самым кардинальным образом. Сперва был «кинематографический период». После окончания школы пошел на студию «Мосфильм» — трудился сперва осветителем, потом механиком… Позднее учился заочно на операторском отделении ВГИКа.

После этого довелось поработать сперва ассистентом оператора, потом оператором-постановщиком на многих фильмах, в том числе на первых советских сериалах: «Вызываем огонь на себя», «Операция «Трест»… В результате стал оператором 1-й категории, выше расти было уже практически некуда, вот я и подумал тогда: дай-ка чем-нибудь другим попробую заняться! Так и сделал. В 1973 году, после окончания съемок ставшего весьма известным фильма «Чисто английское убийство» (там играл и недавно ушедший от нас Георгий Тараторкин), я «зачехлил кинокамеру» и опять отправился учиться.

—Куда?

— На сей раз в Академию внешней торговли. Получив диплом, пришел работать в Государственный комитет по науке и технике, занимался там вопросами сотрудничества с зарубежными странами. Через несколько лет такой международной деятельности получил очень лестное приглашение: стать сотрудником секретариата ООН. В результате следующие пять с лишним лет провел в Америке, работал начальником одного из восточноевропейских отделов… По завершении ООНовской «длительной командировки» вернулся в ГКНТ, а когда в лихие 1990-е этот госкомитет был ликвидирован, перешел в Минпром помощником министра. Там тоже занимался вопросами международного сотрудничества.

Наконец, последний мой трудовой период связан с Центробанком. На Неглинке, в центральном аппарате ЦБ, проработал полтора десятка лет. Вплоть до выхода на пенсию в 2013-м.

— В семьях потомков Чапаева, наверное, хранятся какие-то архивы, мемориальные вещи комдива?

— Недавно я побывал в родных краях Василия Ивановича — в Чувашии. Отвез в народный музей Чапаева, открытый в Чебоксарах, целую стопку материалов из нашего семейного архива: фотографии, документы, письма… Кроме того, многое мы передали в музеи еще раньше. Так что дома у нас теперь остались лишь копии некоторых старых фотографий.

Но это, считаю, правильно. В чебоксарском музее готовят новую большую экспозицию — пусть люди там все эти реликвии увидят. А посетителей много: как мне рассказали сотрудники, в день по 200–300 человек приходят на экскурсии, даже очередь образуется. Столь же востребованы и другие чапаевские музеи — в Казани, Балаково, Пугачёве, в казахском поселке Чапаев.

А сейчас музейщики проявили инициативу, чтобы исправить сложившуюся неправильную ситуацию в совсем иной области. Вот посудите сами: в наше время есть несколько дивизий, носящих имя Василия Ивановича, в том числе та самая, его «родная» 25-я Чапаевская, десантная Чапаевская на Дальнем Востоке… А корабля, названного в честь знаменитого комдива, в российском военно-морском флоте нет. Министру Сергею Шойгу направлено коллективное обращение с просьбой исправить такой пробел. Чапаеву место и на море!

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.