фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв
Oбщaя стaтистикa шoкируeт. В xoдe oнлaйн-oпрoсoв выяснилoсь, чтo кaждый втoрoй учитeль минимум oднaжды в свoeй прaктикe стoлкнулся с угрoзaми или трaвлeй oт учeникoв, причeм пoчти 6% рeспoндeнтoв oтмeтили, чтo этo прoисxoдит oчeнь чaстo! Трeть oпрoшeнныx встречаются с обсуждением своей личной и интимной жизни (например, это может касаться вопросов сексуального характера или, хуже того, семьи, особенно – детей педагогов). С кибербуллингом же (оскорблением в Интернете через сообщения или посты в социальных сетях) приходится иметь дело 42% учителей.
— Исследование выявило большое количество учителей-жертв травли. С чем это может быть связано? И как буллинг проявляется?
— Если под этим термином понимать прямое унижение человека — например, когда учителю при входе в класс приходится слышать в свой адрес неприятные высказывания — это прямой буллинг. Но есть еще и скрытый буллинг, когда окружающие не понимают, какими обидными могут быть их слова, а учитель начинает воспринимать это очень болезненно — например, винит себя в недостаточном эмоциональном барьере перед детьми. Это тоже травля, потому что на человека она оказывает сильное психологическое давление. Во время проведения опросов мы выявили множество форм такого унижения: это и вербальный буллинг, и обидные жесты или действия, вымогательство, изоляция, запугивание. Вопросы были и про физическое насилие (удары, плевки), и с ним хотя бы однажды встретились почти 16% опрошенных. При составлении онлайн-анкет для учителей мы закладывали понимание буллинга как постоянных эмоциональных унижений и запугиваний. Нам пришло почти 3 тыс. ответов из 75 регионов России. Вот и выяснилось, что больше половины учителей постоянно на работе сталкиваются с этим.
— Кибербуллинг же тоже занимает большую часть среди всех видов травли?
— Да, безусловно. С буллингом в сети сталкивались по меньшей мере 42% учителей. Это и сообщения или посты и комментарии в социальных сетях, мессенджерах, и анонимные гневные сообщения, угрозы, которые школьники отправляют педагогам.
— Просят ли учителя о помощи? Обращаются ли в администрацию?
— В этом и проблема: учителя не рассказывают о таких ситуациях ни администрации школ, ни даже своим друзьям, как показало исследование. Многие вовсе замалчивают буллинг, винят себя в отсутствии стрессоустойчивости и недостатке компетенции что ли. Попросту, боятся даже себе в этом признаться. Кроме того, по крайней мере в России, никто еще не проводил подобных исследований в отношении учителей. А наши данные просто ужасают. За последнее время все стали писать про буллинг детей, эта тема стала очень актуальной особенно после случаев нападений детей в школах. Ведь многие из них говорили, что это своеобразный ответ на многолетнюю травлю и унижения. А о учителях такого не говорят и не изучают эту проблему активно. Бывает и так, что учитель не говорит о буллинге, потому что он предполагает свою должность как определенный статус, при котором нужно общаться с детьми с позиции ведущего, быть для них выше. А когда получается наоборот, то это считается унизительным. Конечно, униженные реже просят о помощи, а надо бы об этом кричать!
В любом случае, буллинг это не один человек, в нем участвуют много субъектов: есть учителя, ученики, даже администрация школы. Нужно комплексно изучать эту проблему, поэтому мы сейчас проводим такие же исследования про травлю детей сверстниками и детей учителями. Ведь если просто вывести из этой среды буллинга ребенка, который всех травит, проблемы не решить: на его месте может появиться другой и получится замкнутый круг.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
«У нас в стране 1,3 млн учителей. Согласно исследованиям, 5,6% из них регулярно подвергаются травле в той или иной степени. А это ни много ни мало 75 тыс. человек, — говорит заведующий лабораторией образовательной журналистики ВШЭ Александр Милкус. — Еще около 50 тыс. подвергаются кибербуллингу — издевательствам в Интернете. Это страшные цифры! О чем они говорят? О том, что социальный статус педагога у нас сегодня опустился ниже плинтуса. И дело не в материалом положении — оно еще не самое тяжелое по сравнению с другими бюджетниками. Дело в том, что учителя не в состоянии противостоять агрессии учеников — не умеют правильно вести себя, не обладают прежде элементарными для учителя навыками выстроить отношения с детьми!»