Правозащитникам пообещали смягчить закон об общественном контроле

фото: Геннадий Черкасов

Напомним, что законопроект внесло в Госдуму в конце прошлого года Правительство РФ. Текст документа шокировал многих правозащитников. Отрицательное заключение вынес СПЧ, где заявил, что многие положения дискредитирующими общественный контроль. И вот первое заседание в ГД, посвященное этой теме. За правозащитников бился, что есть силы, зам.председателя комитета ГД Александр Хинштейн. Он сразу предложил убрать из документа как минимум три новации.

— Законопроект запрещает входить в ОНК тем, кто имеет судимых родственников, — сказал депутат. — Такого запрета нет даже для работников правоохранительных органов. Это же абсурд! Другое положение запрещает членам ОНК вести беседы на «посторонние» темы, не связанные с условием содержания (члены ОНК не смогут спросить у заключенного даже сколько ему лет, откуда у него шрам на руке, какое у него настроение и т. д. — прим Е.М.). Беседа превратится в чисто процессуальный разговор. Авторы документа как будто бы забыли, для чего вообще создавался институт общественного контроля. Фактически он подрывает его!

Кстати, депутаты заступились за журналистов, входящих в ОНК. Они заявили, что по факту ни один из «работников пера», посещавших тюрьмы, не нарушил закон, а наоборот, репортеры-правозащитники помогли сотням и тысячам.

Хинштейн высказался против того, чтобы кандидатуры в члены ОНК проходили отбор в региональной Общественной палате. По мнению депутата, это создаст дополнительный, не нужный фильтр.

— Очень часто ОП региона ничего не знает и знать не желает об ОНК, — поясняет правозащитник Андрей Бабушкин. — Известны случаи, когда у ОНК и Общественной Палаты региона разные позиции о том, кто должен быть в ОНК и на кого ОНК должно работать – на общество или на добрую репутацию области. Бывают и вовсе странные истории: руководитель общественной палаты Вологодской области, получив мандаты для вручения членам ОНК, зачем-то передал их начальнику УФСИН, а тот организовал избрание руководства ОНК.

— Ни одно из этих трех положений, против которых вы выступаете, не наша разработка, — признался заместитель главы Минюста Юрий Любимов. — Ни на одной из этих трех поправок в итоге мы не настаиваем.

— Скажите прямо: вы согласитесь их убрать? — припер его к стенке вопросом Хинштейн.

-Ну это же не от нас одних зависит…

-Но конкретно Минюст не будет против их исключить?

-Да.

Заключение комитета ГД — внести изменения в законопроект — было единогласно одобрено и подписано председателем Ириной Яровой. «Переработкой» документа займется в числе прочих депутат Хинштейн. В итоге на рассмотрение в первом чтении документ будет выглядеть совсем по другому. По крайней мере на это надеются члены ОНК всех регионов — от Москвы до Чукотки.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.