Пленительный Харьков

Правозащитники Amnesty International и Human Rights Watch заявили об освобождении 13 узников тайной тюрьмы на Украине. В харьковском управлении СБУ — одном из официально не признаваемых мест содержания под стражей — по-прежнему находятся пять человек, в том числе двое граждан России. Власти Украины отрицают наличие таких тюрем, несмотря на данные правозащитников, доклады ООН и многочисленные показания освобожденных.

Актуально

Читайте также

«Для роста причин пока не видно». Интервью со старшим вице-президентом банка «ФК Открытие»

Пенсии не оттаяли

Сети возьмут бонусы скидками

Туристы своих не бросают

В словах собаки чуют смысл

Права подорожают


Правозащитники из организаций Amnesty International и Human Rights Watch заявили, что им удалось добиться освобождения 13 человек (в том числе одной женщины) из секретной тюрьмы на Украине. Об этом говорится в совместном докладе организаций. По словам правозащитников, освобождению заключенных способствовала в том числе публикация доклада от 21 июля «Вас не существует: произвольные задержания, насильственные исчезновения и пытки на востоке Украины». После публикации этого документа шесть человек были освобождены 25 июля, остальные — 2 августа.

Согласно данным правозащитников, как украинские власти, так и ополченцы Донбасса ​прибегают к пыткам и тайному содержанию под стражей в ходе конфликта на юго-востоке Украины.

по теме

Глава минобороны Украины опроверг очередную мобилизацию в стране

Контактная группа по Донбассу запланировала на осень шесть встреч

Правозащитники заявили об освобождении 13 человек из тайной тюрьмы на Украине

На данный момент по меньшей мере пять человек по-прежнему насильственно удерживаются в харьковском управлении СБУ — одном из официально не признаваемых мест содержания под стражей. Из этих пяти двое граждане России, трое находятся за решеткой уже более 17 месяцев. Один из заключенных, скорее всего, страдает психическим заболеванием, недавно освободившиеся заключенные не смогли предоставить дополнительные сведения о его личности.

Тех, кого украинская сторона решила освободить, вывезли из Харькова в бронированном микроавтобусе и высадили на окраинах городов Краматорска и Дружковки в Донецкой области. Им вернули паспорта и выдали от 50 до 200 гривен «на дорогу». Освобождаемым говорили, что они должны молчать о пережитом, угрожая в противном случае «самыми серьезными последствиями».

В письме главному военному прокурору Украины Анатолию Матиосу правозащитники призвали добиться освобождения заключенных и привлечь к ответственности тех, кто стоит за этим. В июле представители Amnesty International и Human Rights Watch уже встречались с Матиосом для обсуждения проблемы тайных тюрем и передали ему список из 16 заключенных, которые могут находиться в них под стражей. Прокурор пообещал разобраться в проблеме в рамках своих полномочий, однако официально ни факт задержания этих людей, ни факт освобождения так и не были признаны.

Наличие секретных мест содержания людей и использование там практики пыток подтверждали ранее данные ООН: в июне помощник генсека ООН по правам человека Иван Шимонович представил доклад, в котором были зафиксированы сотни случаев незаконного задержания, пыток и жестокого обращения с задержанными «как со стороны боевиков, так и со стороны властей Украины».

Как заработать на Новороссии

Жизнь в Донбассе в целом пришла в довоенное состояние. В Луганской народной республике (ЛНР) открыты фитнес-центры, работают заводы, продаются и… →

5

В июне же делегация подкомитета ООН по предупреждению пыток свернула свою инспекцию на Украине, поскольку не смогла посетить пять секретных тюрем.

Украинские власти наличие таких тюрем отрицают. Первый заместитель генпрокурора Украины, лидер всеукраинского объединения работников силовых структур «Патриот» Николай Голомша заявил «Коммерсанту», что силовые структуры в Харьковской области возглавляют «законопослушные профессионалы», которым «нет смысла заниматься такими делами». В свою очередь, источник, близкий к администрации президента Украины Петра Порошенко, перевел стрелки на ополченцев: «Тайные тюрьмы создают не украинцы, а их противники. Нелегальные задержания — не наш метод».

Впрочем, интервью с бывшими узниками таких тюрем позволяют усомниться в заявлениях Киева. В частности, задержанные рассказывали, что сотрудники СБУ подвергали их избиениям, применяли к ним электрошок, угрожали изнасилованием, смертью и местью семье. Из 13 освобожденных правозащитники уже успели пообщаться с пятью, трое из которых — Николай Вакарук, Виктор Ашихин и Дмитрий Королев — заявили о намерении добиваться справедливости и о готовности сотрудничать со следствием для привлечения виновных к ответственности. Еще двое пожелали сохранить анонимность.

По словам правозащитников, все они являются открытыми сторонниками ЛНР и ДНР, однако власти самопровозглашенных республик не хотят включать этих людей в списки на обмен пленными, так как они в первую очередь заинтересованы в освобождении своих военнослужащих. Показательна история гражданина России Владимира Безобразова, который был арестован во время семейного отдыха в Каролино-Бугазе Одесской области в мае 2014 года.

«Глава местного пограничного отряда услышал в кафе, как Безобразов выступает с комментариями в поддержку пророссийских ополченцев. Он был арестован на месте.

«Война очень сильно открыла мне глаза»

Колоритный казак Бабай, фото которого два года назад обошло мировые СМИ, сейчас живет в родном Белореченске (Краснодарский край). Коренастый бородач… →

После двух дней содержания на базе пограничников в Каролино-Бугазе Безобразов «признался», что поехал в Украину для вербовки пророссийских боевиков, и был обвинен в покушении на территориальную целостность Украины (ст. 110 Уголовного кодекса Украины). Безобразов отказался от своего «признания» в суде, утверждая, что оно было сделано под давлением», — рассказывают Amnesty International и Human Rights Watch.

В марте 2015 года Безобразова все-таки уговорили признаться, взамен пообещав обменять его на украинского военнослужащего. Овидиопольский районный суд признал его виновным и назначил ему наказание в виде трех лет лишения свободы условно. Когда он покидал здание суда, его перехватил фургон, из которого вышли несколько мужчин и затолкали его внутрь. С тех пор Безобразов считался пропавшим без вести. Спустя два месяца, в мае 2015 года, его мать узнала от человека, который был освобожден из тайного содержания под стражей в харьковском СБУ, что ее сын находится там. За все время заточения она смогла лишь один раз поговорить по телефону с сыном, а также получила несколько телефонных звонков от вышедших на свободу его сокамерников, которые подтвердили, что он содержится под стражей в харьковском СБУ.

Правозащитники надеются, что Безобразов и оставшиеся заключенные секретных тюрем будут в конце концов освобождены благодаря широкой огласке этой проблемы.

«Верховенство права и так слабо на Украине.

Власти этой страны могут не рассчитывать на то, что больную систему украинского уголовного правосудия удастся реформировать до тех пор, пока некоторые подразделения национальных правоохранительных органов применяют такие вопиюще преступные практики, действуя при полной безнаказанности, — заявил Джон Дальхузен, региональный директор программы Amnesty International по Европе и Центральной Азии. — Интересы Украины гораздо легче будет отстаивать, если эта проблема будет решаться, а не замалчиваться».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.