Пиотровский рассказал о «закулисной» цели концерта Гергиева в Пальмире

фото: Александр Степанов

Театр постепенно наполняется зрителями, на входе им раздают цветные программки к концерту, кто-то суетливо бегает в поисках своего места… Все почти как в обычной жизни, только театр этот очень необычен — ведь это знаменитый римский амфитеатр в Пальмире. Место, где почти две тысячи лет назад уже ставились комедии и трагедии, выступали ораторы, певцы и музыканты.

Нынешние зрители — российские саперы, которые помогали разминировать древний город, сирийские солдаты, освобождавшие Пальмиру, а так же немногочисленные пока жители города. Те кто уже вернулся в свои дома, сильно пострадавшие от войны.

Первое, что бросалось в глаза людям, оказавшимся в театре — это 14 глиняных чаш, из которых выбивались небольшие языки пламени. Они были поставлены на специально сделанных для этого выступах, вдоль сцены с колоннами.

Основное действо должно было развернуться не на самой сцене, а в нижнем уровне зала, или “орхестра”. Там был установлен небольшой постамент, где на стульях уже лежали музыкальные инструменты.

Древний, почти двухтысячелетний памятник, как-то неуловимо помолодел, когда в “орхестра”, появились музыканты Мариинского театра. Несмотря на палящее солнце, они были одеты в черные брюки и рубашки, только маэстро Валерий Гергиев выделялся белой бейсболкой на голове.

Зрители, разместившиеся на 9 рядах ступеней–скамьей, окружающих “орхестра”, перед началом концерта устроили овацию.

«Я никогда не думал, что буду выступать здесь, в древнем амфитеатре Пальмиры. Нам трудно передать те чувства, которые мы испытываем сегодня», — признался дирижер Валерий Гергиев.

Он рассказал, что в музыке, которая должа прозвучать, артисты выразят душевную боль, негодование, протест, против варварства и насилия, против нелюдей, уничтожавших уникальные памятники культуры, устроивших в театре место массовых казней.

— Но в этой программе так же есть музыка, выражающая чувство оптимизма и надежды, — продолжил Гергиев. — Наш концерт в истерзанной Пальмире — это призыв к миру и согласию, это обращение ко всем народам объединить усилия в борьбе со злом, терроризмом.

И внезапно добавил: «Передаю слово президенту Путину».

Один из военнослужащих, который в это время утолял жажду водой из пластиковой бутылки, поперхнулся и закашлялся. Коллегам даже пришлось слегка постучать ему по спине. Да и остальные зрители, те, кто без переводчика понял смысл сказанного, слегка напряглись.

Оказалось, что выступление Путина будет в прямой трансляции из Москвы. На большом экране, установленном в левом углу театра, появилось изображение президента. Он поблагодарил всех, кто участвовал в подготовке этого концерта, назвав его “удивительной гуманитарной акцией”.

фото: Александр Степанов

«Рассматриваю ее как знак благодарности, памяти и надежды. Благодарности, всем, кто борется с терроризмом не жалея своей жизни. Памяти о всех жертвах террора. И, конечно, надежды на избавление современной цивилизации от терроризма», — сказал Путин.

Президент подчеркнул, что сегодняшний концерт связан с большими неудобствами и опастностью для его участников. «Опасностью пребывания в воюющей стране, да еще в неосредственной близости от непрекращающихся боевых действий», — уточнил президент и передал бразды правления концертом Валерию Гергиеву.

Первым номером концерта была Чакона Иоганна Себастьяна Баха, которую исполнил скрипач, победитель конкурса Чайковского, Павел Мелюков. «Это произведение символизирует величие человеческого духа и как нельзя лучше подходит к сегодняшнему событию», — пояснил Гергиев.

На сцену взбежал музыкант, на голове которого тоже красовалась белая бейсболка. Он взмахнул смычком, и амфитеатр наполнился красивыми и грустными звуками скрипки. Музыка поднималась вверх, вырываясь за пределы театра. Она проходила за древние колонны с капителями. Проплывала мимо знаменитой пальмирской улицы Великих колоннад, окутывала Тетрапилон, сооруженный из гранитных монолитов на четырех огромных пьедесталах и улетала вверх, в безоблачное небо.

Было видно, что это произведение затронуло всех людей, находившихся в театре. После финальных нот Чаконы зрители одарили артиста бурными аплодисментами.

Затем знаменитый российский виолончелист Сергей Ролдугин, исполнил Кадриль из оперы Родиона Щедрина “Не только любовь”. Посмотрите, как это было:

Завершала концерт Симфония номер один Сергея Прокофьева. Всего действо длилось около часа. И зрители, и музыканты все это время находились под палящими лучами солнца.

Музыкантов Мариинки, которые после окончания концерта вглядели слегка уставшими, завалили цветами. Здесь была огромная корзина от президента Сирии Башара Асада и цветы от семей погибших сирийских военных.

«Мы этим концертом, в том числе отдавали дань памяти погибшим, поэтому и выбрали черный цвет одежды, — пояснил «МК» после концерта один из музыкантов Мариинки. — Конечно было непросто, но надеюсь мы справились, и зрителям наше выступление понравилось».

Директор «Эрмитажа» Михаил Пиотровский, который присутствовал на концерте, рассказал нам, что проведение этого уникального мероприятия может помочь в переговорах с ЮНЕСКО по восстановлению разрушенных памятников Пальмиры. Сейчас эти переговоры идут полным ходом, однако некоторые трудности, связанные с политикой, в них присутствуют. По оценкам экспертов, чтобы реализовать эту программу, понадобится 5-7 лет.  На вопрос «МК», что в первую очередь надо восстановить в Пальмире, Пиотровский немного задумался.

«Скажу лично мое мнение — конечно я бы в первую очередь отреставрировал триумфальную арку, — ответил директор Эрмитажа. — Это самый узнаваемый символ Пальмиры, ведь арка даже на учебниках была».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.