«Налоговый кодекс не решит все проблемы»: Южанина рассказала о законопроектах, которые помогут бизнесу

Тeпeрь нeoтлoжныe вoпрoсы, связaнныe с кoнтрoлeм нaд уплaтoй нaлoгoв, будут рeшaться нa урoвнe oблaсти, a в рaйoн к нaлoгoвикaм плaтeльщики будут приxoдить тoлькo тoгдa, eсли в этoм дeйствитeльнo вoзникнeт пoтрeбнoсть, — зa прaвильными, прoфeссиoнaльными кoнсультaциями, нaпримeр. В чeм причинa тoгo, чтo нaд дoкумeнтaми тaк дoлгo рaбoтaли в кoмитeтe? Нo гoтoвился прoeкт сугубo идeoлoгичeски. Дeйствитeльнo, дoлжeн быть бaлaнс мeжду нaмeрeниeм сoбрaть кaк мoжнo бoльшe нaлoгoв и жeлaниeм дaть бизнeсу вoзмoжнoсть рaзвивaться. Никтo нe прoтив, всe сoглaшaются, нo кaк нa прaктикe всe этo рeaлизoвaть?Пo oпыту рaбoты в кoмитeтe знaю, чтo нeкoтoрыe зaкoнoпрoeкты нaдo мeнять нa 80%, чтoбы зaлoжeннaя в ниx идeя мoглa срaбoтaть. Xoрoшo былo бы, нo вeдь нe при нынeшниx oбъeмax рeгистрaции НН. Измeняeтся oгрoмнoe кoличeствo функций. Сooтвeтствeннo, сeрвисныe рaйoнныe нaлoгoвыe ужe нe будут гoвoрить с бизнeсoм нa другoм языкe, нeжeли пaртнeрскoм, и успex тaкиx oтнoшeний зaвисит oт сoвмeстныx усилий. Пoэтoму бoльшинствo измeнeний, кoтoрыe мы oтклoнили, кaсaлись юридичeскиx aспeктoв, a нe нaлoгoвыx. ZN.UA aдрeсoвaлo эти и другиe вoпрoсы прeдсeдaтeлю кoмитeтa ВРУ пo вoпрoсaм нaлoгoвoй и тaмoжeннoй пoлитики Нинe Южaнинoй.Журнaлисты пoпытaлись выяснить, с кaкoй цeлью прoфильный кoмитeт пeрeинaчивaeт прaвитeльствeнныe прoeкты, зaтягивaeтся ли иx рaссмoтрeниe и eсть ли xoть кaкиe-тo шaнсы, чтo в рeзультaтe всeгo этoгo жизнь украинского бизнеса действительно улучшится.— Нина Петровна, хотели хотя бы раз провести налоговую реформу своевременно, и снова не получилось. Предположим, это делается для того, чтобы не принять отчетность. Если это будет делать непосредственно Министерство финансов, мы сможем убрать значительную часть злоупотреблений сразу, поскольку Минфин незаинтересован давать вредные указания специалистам.Законопроект №5368 насыщен большим количеством норм, против которых будут выступать широкие круги. Что прежде всего говорит об ослаблении контроля со стороны фискальной службы. Мы должны объяснять общественности необходимость принятия этого документа. А вот администрирование — техническое и методологическое сопровождение — будет передано Министерству финансов. Для того чтобы привести документ в соответствие, над ним должны были поработать три технические группы, которые на самом деле встретились и начали работу уже после того, как правительство одобрило законопроект.В ходе работы, когда начали рассматривать определенные процедуры, пришли к выводу, что некоторые из них вообще нельзя реализовать так, как написано. Этот механизм изменили. Конечно, это не от хорошей жизни. Более того, налоговая нагрузка на компании после того, как они перешли обслуживаться в офис крупных плательщиков, снизилась в разы. Для крупных предприятий, и это очевидно, выращивать себе конкурентов — не очень здоровая идея. Этот НДС просто остается в формуле, но он никому не нужен. В ином случае мы никогда не выберемся из этой пропасти. Вопрос проверок — это вопрос как раз баланса. Тем более что в Украине поколения выросли на злоупотреблениях с НДС. с экспертами, которые в большинстве своем разбираются в этих категориях. Постоянная неопределенность не содействует работе, а изменение налогового законодательства — это и есть постоянная неопределенность. Или же для этого надо устранить ряд технических преград, при этом не потеряв сути, заложенной экспертами рабочей группы в законопроект.Конечно, до обсуждения в Национальном совете реформ из текста некоторые предложения по этой причине выпали. И мы все должны это понимать.— Это как-то не очень либерально звучит…— Избавиться от контролирующей функции не может себе позволить ни одна страна. Более того, недостаточно просто принять законопроект, потому что норма может так и остаться нереализованной в жизни. Но есть рабочий процесс. В суде? Речь не идет о плательщиках, занимающихся производством или предоставлением услуг. И в понимании всех специалистов он якобы должен заработать, но не написан на языке Налогового кодекса. Насколько оно целесообразно?— Противостояния нет. — Ред.)— Абсолютно правильно. Реально ли существует такое противостояние? Но ведь вы понимаете, кто в действительности этим воспользуется? И не только у плательщиков, но и у налоговиков. Год мы это обсуждали на всех уровнях, доказывая, что не только ручное вмешательство осталось, но и новые формы манипуляций и новые схемы возникли уже после запуска СЭА. Но ведь это плановая проверка! Построена система электронного администрирования, продуманы и выписаны все механизмы до точки и запятой, а мы хотим все отменить и ввести налог с продаж. В действительности они не являются более профессиональными. У нас вступает в силу, в полной мере и с широкими функциональными возможностями, электронный кабинет плательщика. В цивилизованных странах налоговые изменения рассматриваются годами, обязательно проходят несколько чтений, чтобы каждый законодатель в зале понял, что рассматривается, для чего это будут принимать, какая от этого польза. То есть это 40–80 млрд (!) налоговых накладных, которые были бы заблокированы только в столице и по которым в части случаев специалистам главного управления ГФС в г. Это сугубо практические, но чрезвычайно важные вопросы.Надо было выстроить такой механизм, чтобы налоговая не теряла сроки, и они не увеличивались вдвое для налогоплательщика. Киеве за 2016 г. И есть четкое объяснение того, почему так произошло, — или не нашли возможности воплотить замысел, или идею в целом технически нельзя реализовать. Ситуация недопустимая. А с какой целью? Ни одна проверка не будет допущена, поскольку общее определение требует доказательства ее законности. Итак, законопроект №3357 был передан Министерству финансов в части изменений ко всем статьям Налогового кодекса, касающимся администрирования. И нам надо подробно объяснить эти изменения бизнесу, чтобы не провоцировать очередных недоразумений между частным сектором и государством. Буквально на прошлой неделе была представлена очередная "либеральная" налоговая реформа, на этот раз уже от Ассоциации налогоплательщиков. Мы провели эксперимент, увидели результаты, поняли, что реализовать это невозможно. Со всеми представителями Министерства финансов я работаю с полной отдачей, поскольку все эти люди умные, у них за плечами определенный опыт работы.— Но, несмотря на такую синергию, недовольных результатом немало…— Поймите, мы не сможем Налоговым кодексом решить проблемы остального законодательства. И хотя уже было много обсуждений, а мы все равно дискутировали целую неделю, правильно ли то, что мы делаем. Объясните, пожалуйста, почему и за какой вариант в конце концов будут голосовать депутаты на будущей неделе?— Моя основная позиция заключается в возможности реализации той или иной нормы на практике. Сама система — замечательная, она действительно позволяет остановить значительное количество злоупотреблений, но она пугала и добросовестных плательщиков, поскольку существовала возможность вмешательства ГФС в систему. Сначала происходило то, что Кабмин начал разрабатывать законопроекты. Физически забрать и перенести серверы, или дать доступ, или перевести работников в подчинение министерству, или просто вывеску сменить? Они добавили свои пожелания в тот проект документа, над которым уже работали в Министерстве финансов.— То есть достигли определенного баланса интересов?— Да. Это же абсолютно обтекаемая, общая формулировка! В частности, плательщик должен через электронный договор указать, каким образом он в дальнейшем будет сотрудничать с налоговым органом, выбрать электронный адрес, являющийся основным для налогоплательщика. Тысячу раз я уже убеждалась в том, что без желания и общей совместной работы ничего не будет.— Это ярко продемонстрировали в конце прошлого года…— Да. Это делается специальными законами. Более того, выдвигать предложение по его отмене нельзя без проведения расчетов, какие же поступления ожидаются от налогов, которые должны служить компенсаторами. Где? (на сегодняшний день) вырастет почти до 5 тыс. И нынешняя практика их блокирования (проводился соответствующий эксперимент) показала, что заблокированные НН составляют 10–20% от общего количества накладных. Здесь должен быть сбалансированный подход, чтобы улучшить, не навредив и не создав новые возможности для схем.— Вы говорите о сбалансированном подходе. А еще, если бы у нас была немного другая судебная система. Получил ли он запрос на предоставление документов для камеральной проверки? Этот законопроект (№5368. Я сейчас вспоминаю нашу дискуссию, когда мы решали, оставлять эту норму или отклонить. Это как минимум удивляет, но подобная практика не изменилась. Мы должны устанавливать правила. Это компании, которые нарушили закон, а теперь думают, с какой стороны решить вопрос, чтобы забрать свой НДС.— Думаю, можно найти способ…— Я особенно слежу за тем, чтобы не было злоупотреблений со стороны налогового органа для того, чтобы сейчас доказать всем — и членам правительства, и фискальной службе, что если к своим обязанностям относиться честно, то можно воплотить самую сложную для реализации идею, причем без ущерба для налогоплательщика. Районные инспекции будут выполнять исключительно сервисные функции. Наконец осталась одна пленарная неделя, поэтому существуют опасения, что законопроекты №5368 и 5369 не будут приняты до конца года. При этом возможности увеличить штат офиса крупных плательщиков так и не нашли, т.е. Но возник вопрос, что собственно означает "забрать базы"? После консультаций с ІТ-специалистами мы поняли, что проблема — в методологическом обеспечении этой системы, собственно в том, какое техническое задание ты даешь программистам и как хочешь, чтобы система работала. И это не было решение сугубо комитета, это наше совместное решение.— Несмотря на это, сейчас снова раздувают конфликт между налоговым комитетом и Минфином. Особенно в части НДС, поскольку это самый коррумпированный налог.— Нина Петровна, недавно появилась идея отменить НДС вообще и заменить его налогом с продаж. Даже если бы по таким операциям НН блокировались всего на пять дней, в течение которых налогоплательщики предоставляли бы необходимые документы, ситуация не изменилась бы принципиально. И плательщики подают бумажную отчетность. (Было предложение отменить эту норму, поскольку речь идет о публично-правовых отношениях с фискальной службой, не требующих заключения специальных договоров. Сейчас пришли к решению, что все функции по наполнению и пользованию базами данных остаются в ГФС. Для фискальной службы электронный договор служит единственным механизмом идентификации плательщика. Тогда сотрудничества как такового не было вообще. Сначала Кабмин затягивал с обсуждениями, потом комитет. Должна признать, что мораторий на изменения в НКУ хотя бы на несколько лет — это хорошая идея. Более того, уже были наработаны изменения, продуманы, обсуждены с общественностью — законопроект №3357 (авторства Н.Южаниной, известный как "либеральная налоговая реформа". — Ред.) по своей значимости, наверное, самый весомый за все время существования Налогового кодекса. Потому что предпринимателю надо дать прежде всего покой. Это, простите, как из ХХІ столетия в каменный век вернуться и надеяться на лучшую жизнь.— Как вы вообще относитесь к систематическим изменениям налогового законодательства? Он на 80% изменяет отношения плательщика и государства. зарегистрировано 400 млрд налоговых накладных (НН). Их немного, но они есть. Их работа, их оценка, наоборот, могут оказаться более профессиональными, чем оценка столичных специалистов. Заместитель министра финансов Е.Капинус детально объяснил причины, по которым мы были вынуждены отказаться от ряда инициатив. Но у нас едва ли не каждая компания имеет механизмы оптимизации. Была норма, которую отбросил комитет, о недопущении проверки на предприятии без надлежащих оснований. Возможно, есть в этом и объективные причины, но получается так, что платежей стало меньше, а государство в этом не заинтересовано.— Безусловно, одна из ключевых проблем — кому же будут принадлежать базы ГФС?— Когда внедряли систему электронного администрирования, мы уже понимали, что СЭА следует забирать у налоговой. То есть можно отправить инспекторов назад — пусть идут в суд и доказывают законность проверки. Не из-за того, что с налоговиками на местах можно легко договориться, а потому, что у них достойный уровень компетентности и авторитет.Если оставить критерии отбора без изменений, то в офисе крупных налогоплательщиков количество клиентов с 2,5 тыс. Наш законопроект содержит немало изменений о перераспределении функций как между контролирующим органом и Министерством финансов, так и в самой структуре контролирующего органа. Действительно, предприниматели устали. Это недопустимо. Взаимодействие через электронный кабинет означает, что в дальнейшем бумажной работы с этим плательщиком уже не будет, следовательно, если налоговая сообщила о чем-то, значит, плательщику пришло сообщение "по умолчанию". И, кстати, на действия столичной налоговой подали всего четыре иска: только одна из этих компаний действительно выясняет правду, а еще три — фиктивные предприятия, нанявшие юристов, чтобы через суды забрать свои фиктивные налоговые кредиты. Кому выгодно, чтобы этот законопроект не приняли, или изменили коренным образом, или приняли только частично? Киеве надо было бы бежать в суд, чтобы дальше держать их заблокированными. В остальных случаях никто даже не приходит за разблокированием. Потому что в государстве все время будет существовать "серая" экономика, "серый" бизнес, который не платит налогов. Но как только документы были переданы в парламентский комитет, у общественности и экспертов возникло немало вопросов как по поводу вносимых в документы изменений, так и относительно процесса их подготовки. Вы как автор очень смелой налоговой реформы одобряете такие идеи?— Это невозможно. Это была лично моя инициатива — реформировать администрирование, и я смогла убедить министра финансов Александра Данилюка, что мы в состоянии сделать это сейчас. По моему мнению, с юридической точки зрения эта норма выписана не очень корректно. За счет кого будет этот рост? И я подчеркиваю, что он кардинально отличается от рабочего процесса в прошлом году. Есть нормотворческая работа, есть правила написания законопроектов и законов.— Вопрос подписания электронных договоров налоговой, насколько мы понимаем, один из таких — в большей степени юридический, чем налоговый? Как вы считаете, готовы они все это вместе отдать?Со временем идея передать СЭА Минфину переросла во мнение, что все базы следует передать Минфину. Как точно узнать, сообщили ли плательщику за пять или десять дней о проведении проверки? Поэтому я была инициатором того, чтобы с этим законопроектом, учитывая его значительный объем, поработали технические работники и Министерства финансов, и Государственной фискальной службы, и секретариата комитета. Это абсурд.Так можно было бы сделать, если бы у нас была другая налоговая культура. Все хотят улучшений, кроме бизнеса, который хочет просто спокойно работать.— Соглашусь с вами. Только в г. Это своеобразная форма давления со стороны фискалов…— Эта практика абсолютно лишена логики. Работники в областях лучше знают локальную экономику, понимают присущие каждому региону виды бизнеса, владеют определенным опытом работы с предприятиями тех отраслей, которые превалируют в регионе. Передача системы Минфину сняла бы эти вопросы, поскольку, в отличие от ГФС, Минфин не имеет конфликта интересов и не заинтересован в том, чтобы вмешиваться в систему. Кто должен доказать законность основания? .© Слово і ДілоСледующая неделя будет очень важной для украинского бизнеса, ведь парламент должен успеть принять разработанные Министерством финансов так называемые антикоррупционные налоговые законопроекты (№5132, 5368 и 5369).Проекты, которые без преувеличения могут качественно улучшить работу бизнеса в Украине. Это во времена "решалова" к районным налоговикам ходили на поклон. Тем более что в этом вопросе опять же прослеживается юридический уклон, когда фактически любое действие надо упредить решением суда. На протяжении определенного срока ГФС может обратиться в суд для продления срока блокирования, если предприятие не смогло подтвердить реальность проведенной операции.Люди, создавшие эту норму, даже не представляли себе то количество налоговых накладных, которые могут быть заблокированы. И она звучала, цитирую, как "отсутствие у контролирующего органа законных оснований для проведения проверки". К сожалению, мы пока не стремимся к такому качеству работы. Откровенно скажу, я в целом убеждена, что плательщиков следует группировать по отраслям экономики, поскольку это в конце концов принесет лучшие результаты.Когда я интересовалась, как изменилась собственно работа офиса крупных плательщиков, то выяснилось, что значительная часть компаний просто "потерялись", стали незаметными для налоговиков, поскольку ресурсов на всех не хватает. мы должны были бы практически вдвое увеличить нагрузку на сотрудников, работающих там. Отменить НДС невозможно хотя бы с учетом требований международной торговли и нашего курса на интеграцию с ЕС, где везде работает НДС. Поскольку многие говорят об искусственном затягивании рассмотрения. Сейчас есть. У меня как у обычного человека, а не юриста возникает вопрос: кто скажет мне, есть законные основания у ГФС или нет? Она как минимум манипулятивная.— То есть бизнес, по вашему мнению, обязательно воспользуется этой возможностью?— Конечно! Сложность реформ прежде всего в том, что их мало кто понимает, а еще меньше тех, кто может донести суть реформ до широких масс.Сверхважная задача для нас — начать воспитывать налоговую культуру. Это же очевидно! Какая же тогда цель?Вы знаете, что до сих пор ненахождение плательщика по юридическому адресу воспринимается работниками фискальной службы как факт, что такого плательщика не существует вообще, и это является основанием для расторжения договора? Иначе нет смысла их платить.— Давайте поговорим о критериях определения крупных предприятий. Очевидно, что это невозможно как с технической точки зрения из-за огромных объемов, так и из-за немалых средств, которые на это понадобятся.— Но ведь речь идет не о злоупотреблении как таковом, только о подозрении.— Да. — Давайте разложим ситуацию на несколько моментов. Это преимущественно будут импортеры, вся работа которых ограничивается уплатой таможенных платежей. И поддержали его на Кабмине таким же образом. Государство должно совершенствовать законодательство так, чтобы выписать четкие правила и ограничить возможности уменьшать налоговую базу. Разве может ГФС, отвечающая за наполнение бюджета, себе не подыграть? Должен ли контролирующий орган доказать законность основания еще до проверки, чтобы уже потом приходить с законным основанием, поскольку ее законность доказана судом? В частности и из-за значительного количества законопроектов, которые постоянно регистрируются в парламенте, и практически каждый из них хочет что-либо изменить в налоговом законодательстве, конечно, к лучшему, но большинство этих изменений в результате наносят только вред. Поэтому еще на этапе обсуждения в комитете они плавно отошли от участия в рабочих группах, и так случилось, что их инициативы не были учтены в законопроекте №3357.Когда в Минфине начала работать новообразованная рабочая группа, она как раз позволила высказаться представителям крупных предприятий. Потому что дискредитировать можно что угодно, стоит только недоговорить людям правду до конца. К сожалению. Следовательно, нам надо выстроить вариант, когда плательщик, избравший работу через электронный кабинет, работает с ним постоянно, ежедневно, и когда потом вся работа органа с таким плательщиком осуществляется только через этот сервис. — Ред.).Посоветовавшись с авторским коллективом, мы решили все свои наработки предложить как основу правительственного законопроекта, потому что в прошлом году абсолютно четко поняли, что только инициативы депутатского корпуса недостаточно. Тогда представители крупного бизнеса нечасто были нашими гостями, поскольку их в меньшей степени касались те проблемы, над которыми мы работали, даже снижение ставок. Сейчас из 150–180 налоговых накладных, остающихся заблокированными, точнее, договоров, поскольку сейчас блокируются не НН, а договоры, разблокированы где-то 20–30. И это очень важно, поскольку вместо улучшения мы рискуем создать массу новых проблем для плательщиков. Вопрос: мы что, уже настолько себя недооцениваем? Наши районные налоговые инспекции будут иметь исключительно сервисные функции, контролирующие полномочия передаются на уровни областей и государства. Любое государство должно контролировать уплату налогов. Да, более прозрачные, однозначные в толковании, которые делали бы невозможными злоупотребления. Существует мнение, что увеличение этих критериев позволит более или менее крупным предприятиям не идти в офис крупных плательщиков, а обслуживаться у районных инспекторов, более "лояльных", с которыми всегда можно "договориться".— Что, собственно, означает изменение критериев? Это огромный шаг вперед. Поверьте, это нельзя было сделать по ходу, "с лету".Думаю, это была ошибка и министра финансов, и моя также, так как не подсказала господину министру, что без технической проработки не следует регистрировать законопроект, текст которого оставался полусырым. Но у нас есть в пункте статьи 49.4 специальный абзац о том, что в случае одностороннего расторжения электронного договора налогоплательщик вправе подать отчет на бумажном носителе. В первый вариант текста правительственного законопроекта был вписан следующий механизм — подозрительная, в соответствии с критериями, налоговая накладная временно, на пять дней, блокируется. Мы же хотим убирать коррупционные возможности, а не множить их.НДС — это самый коррумпированный налог, с ним больше всего злоупотреблений со стороны как контролирующего органа, так и плательщиков. Поэтому должен быть способ это урегулировать. Именно с целью реализовать хоть что-то из той большой налоговой реформы, о которой мы говорили в прошлом году.Но когда мы работали над законопроектом №3357, то в основном обсуждали его нормы со средними и малыми предпринимателями, т.е. Но то, что правила контроля должны быть жесткими, — это однозначно. Если бы с другой стороны не было значительного количества махинаций и возможностей для оптимизации, то такой необходимости не было бы.— Поскольку мы коснулись вопроса махинаций, то давайте поговорим о порядке регистрации налоговых накладных. Как это сделать на практике? Вносились изменения — Минфин предлагал свой механизм, позволявший блокировать средства в течение пяти дней до выяснения обстоятельств. Его приглашают, чтобы обновить договор, и надеются, что если кто-то придет, значит, этот плательщик еще существует. Мотивы авторов понятны — сложность администрирования, значительное число злоупотреблений, поэтому давайте все упростим до налога с продаж, потому что НДС мы не умеем ни контролировать, ни считать. Так что мы защищаем: интересы бюджета или бизнеса?— Да, в норме было новое основание для недопущения проведения выездной или фактической проверки. Следовательно, было принято однозначное решение, что договор должен оставаться.— К сожалению, сейчас есть случаи злоупотреблений, в частности фискальная служба в одностороннем порядке расторгает эти договоры с плательщиками.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.