Минстрой обещает, что лифты перестанут падать

фото: Геннадий Черкасов

О том, что министерство планирует в ближайшее время инициировать внесение целого ряда поправок в законодательство, регулирующее работу лифтовиков, заявил во вторник замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис.

«Сегодня мы внимательно анализируем правила регулирования этой деятельности. В ближайшие две недели мы выйдем с предложением об ужесточении регулирования этой деятельности», — заявил чиновник.

Как отметил Чибис, в настоящее время Ростехнадзором проводится внеплановая проверка организации, занимавшейся обслуживанием лифтов в жилом доме, где 14 января в результате падения лифта из-за обрыва троса с высоты седьмого этажа погибла 36-летняя Ирина Володина. А в течение ближайшего месяца такие проверки должны пройти во всех компаниях, отвечающих за работу подъемников.

Вместе с тем, эксперты уверены, что одних проверок, даже если они и пройдут повсеместно, явно недостаточно. Лифтовой рынок, около 10 лет назад отданный на откуп профессиональному сообществу, сегодня держится буквально на честном слове.

«Сейчас в этой отрасли (лифтового хозяйства — прим. авт.) нет государственного лицензирования, оно отменено. Его заменила система саморегулируемых организаций, — пояснила руководитель комитета по информационной политике Национального лифтового союза Светлана Мацаль.

По сути это калька с европейской модели лифтового бизнеса. Компания, желающая выйти на рынок производства, монтажа, обслуживания и эксплуатации лифта (будь он хоть в жилом доме, хоть в бизнес-центре), подает заявку на членство в СРО, получает сертификат об этом членстве и все, можно работать: сколачивать лифтовые кабины, подвязывать их на тросы, запускать и катать людей. СРО регулярно направляет в компанию надзирателей, следит за тем, чтобы специалистов в штат набирали не по объявлению, а в строгом соответствии с тем, что у претендента на должность монтажника или электромеханика написано в дипломе. Однако здесь лифтовики сами же и оговариваются: эта замечательная демократичная модель работает только при одном условии — если СРО «нормальное». И если сами обслуживающие лифты компании берут на себя ответственность по соблюдению массы технических стандартов, которые сегодня, — прямо как ГОСТы на колбасу и сгущенку, — добровольны.

«Есть липовые СРО, которые являются просто ширмой. Они своих членов не проверяют и даже не ведут у себя на сайтах реестр входящих в свой состав организаций», — говорит Светлана Мацаль.

Более того, выдать сертификат, дающий право на работу в сфере лифтового хозяйства может совсем даже и не лифтовое СРО.

«Чтобы монтировать лифты, можно быть членом не лифтовой саморегулируемой организации, а строительной. Представляете, какой там у них контроль? Они ведь строители, а не специалисты по лифтам!» — сетует Светлана Мацаль.

В итоге, как отмечают специалисты, единственный способ сегодня защититься от непрофессионалов и не нарваться на фирму-убийцу — это бдительность. И проявлять ее должны руководители управляющих компаний. Однако управдомы как раз и стараются всякий раз сэкономить, нанимая лифтовиков подешевле. При этом у простых граждан — даже собственников квартир, не говоря уж о потенциальных покупателях квадратных метров, — далеко не всегда есть реальная возможность узнать, что за компания поддерживает жизнь в их лифте.

А может ли это сделать государство? Оказывается, тоже нет. По словам экспертов Национального лифтового союза, после замены лицензирования на систему СРО и выведения лифтов из-под категории опасного промышленного объекта регулирование отрасли чиновниками проводится по принципу «у семи нянек дитя без глаза».

«Сейчас за лифт отвечают сразу несколько ведомств. Монтаж — это Госстройнадзор, обслуживание — Ростехнадзор, эксплуатация — жилинспекция, производство — Росстандарт», — отмечает Светлана Мацаль.

Государство даже не ведет статистики по лифтам: сколько произведено, сколько введено в эксплуатацию, сколько, когда, где и на что заменили. Зато статистика падений ведется вполне официально. И, как отмечают эксперты, она неуклонно растет.

«Если раньше, когда всеми лифтами ведал Ростехнадзор, было максимум два случая в год, и это чаще всего были подростки, которые залезали в шахты, то теперь сами видите, что происходит», — отмечают в Национальном лифтовом союзе.

Единственный способ если не остановить, то хотя бы затормозить рост статистики смертей в лифтах эксперты видят только в жестком контроле со стороны государства. По их мнению, лучше уж вернуть все как было и «зарегулировать» отрасль, чем и дальше отдавать жизни пассажиров на откуп экономным управдомам и лифтерам, свято верующим в русский авось.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.