«Хакасский Страдивари» раскрыл сакральные тайны инструментов

Я пoлучил звaниe «Пoчeтный aртист Xaкaсии», «Нaрoдный мaстeр пo изгoтoвлeнию нaрoдныx инструмeнтoв». Мы рeшили с Сeргeeм Трoфимoвичeм пoмeнять пoдxoд. фoтo: vk.com

– Пeтр Якoвлeвич, кaк нaчaлся вaш твoрчeский путь? – Мы мнoгo eздили пo Xaкaсии, пo сoсeдним рeгиoнaм, сoбирaли скaзaния, мифы, лeгeнды. И нeoжидaннo в тoт мoмeнт мнe зaxoтeлoсь пoигрaть нa xoмысe, oн кaк рaз был сo мнoй. Тaкжe и здeсь. фoтo: Илья Eлисeeв
Пeтр Якoвлeвич Тoпoeв дeржит в рукax eщe нe зaкoнчeнный инструмeнт – xoмыс. Xoтeлoсь бы, чтoбы рeспубликa пoстрoилa мaстeрскую. Мнe нaдoeлo плoxo жить. – Нeужeли вы кaк мaстeр, прoфeссиoнaл нe имeeтe прaвa дaжe нa свoю мaстeрскую? Мы пoстoяннo ищeм бaлaнс мeжду трaдициoнными тexникaми изгoтoвлeния и сoврeмeнными проблемами звучания, которые нам диктует время. – Дома, в кухонной мастерской (смеется). Приходится их делать для республики на дому, в частном порядке. Я давно пытаюсь создать республиканскую мастерскую народных инструментов, но пока мне отказывают – нет бюджетных средств. фото: Илья Елисеев
В хакасском фольклоре мир духов и людей очень тесно связаны. Ушел тогда со стройки фактически в никуда – 90-е на дворе, а я подался в мир искусства, музыкой заниматься…У меня не было музыкального образования. Я заинтересовался, стал посещать курсы, учиться играть на чатхане и хобырахе. Сижу, перебираю струны, и тут по животу тепло пошло. Пришлось без отрыва от производства учиться в Институте искусств, постигать музыкальную грамоту. – Ваши инструменты поражают качеством изготовления. Ведь есть множество талантливых выпускников наших музыкальных школ! С тех пор я ищу комбинацию артиста и инструмента – две части одного целого, которые смогут пробудить в людях подлинное чувство – Любовь с большой буквы. – Если вспомнить историю хакасской национальной музыки, к 50-м годам народные инструменты были практически вытеснены балалайками, гармошками, гитарами, мандолинами, но, благодаря тем мастерам, которые были до нас, они хотя бы сохранились. И я тогда решил стать мастером спорта. Наши предки считали, что через него душа входит в хомыс и поет. И как-то так забылось. Несколько лет назад я наконец встретил художника, который так и работал. Его душа пришла с неба, как и все музыкальные инструменты. Благодаря первому составу ансамбля «Айланыс», созданному в то время, появились и другие музыканты, а наши инструменты пошли в музыкальные школы, училища, колледжи и Дома культуры. На иллюстрации отражена сцена из легенды. Мы отдали предпочтение конскому волосу, жилам, высушенным жеваным кишкам. Однажды зимой, когда мы ездили по деревням, я очень сильно замерз. – Сейчас у нас встал вопрос о создании оркестра хакасских народных музыкальных инструментов. Народ заинтересовался. Топоевым, С.Т. Так вот по углам скитаюсь. Я долго искал художника, который бы видел…

– Как это – видел? – В чем же он заключается? Богатым, правда, так и не стал…

Иногда я думаю, что в 1989 году меня услышали на небе. Попытались представить, как делал бы инструмент наш предок. – То есть вы руководствуетесь легендами, когда создаете инструменты? Я стал мастером. Строят мост, и вдруг слышат звуки, чудесное пение – обернулись, и увидели девушку. И семья была музыкальная – я даже в школе в оркестре выступал. У хакасов считается, что хомыс, хобырах, шор, ыых, чатхан – все они явились как дар от духов. Можно сказать, он сам к нам пришел. Посмотрели – кто там плачет, хочет стать знаменитым? Талантливых ребят много, мы бы их обучили. – Оглядываясь на прошедшие годы, я понимаю, что в 1989 году начал точку отсчета своего пути как мастера. А в рамках университета, в лаборатории мы не можем заниматься производством – только исследовательской деятельностью. Топоева создать мастерскую по изготовлению хакасских инструментов, в отдельном помещении и полностью финансируемую из республиканского бюджета, к сожалению, в настоящее время не может быть реализовано». Я думаю, появится интерес, и мастерская окупится – у нас тут много гостей, музыканты со всего мира бывают. Но кроме мифологии, мы руководствовались и внезапными озарениями. фото: Илья Елисеев
Этот инструмент – случайная находка, его обнаружили в нашем хакасском театре. А мы считали, что это просто технологическое отверстие! Я три года думал, что бы это значило! Я- вам отвечу так:

Тело мое – из земли,

Корни мои – это корни деревьев,

Кости мои – из камней,

Кровь – это живая вода,

Дух – с неба,

Волосы – это трава,

Мысли – от ветра,

Глаза – лучи солнца. В 1989-м к нам приехал ансамбль песни и танца «Жарки». А сколько мы безуспешно пытаемся реанимировать ныне закрытый Институт искусств! – Как вы реконструировали музыкальные инструменты? – Мы видели чудесно украшенные хомусы у артистов, которые выступают на сцене. Переведен актером 1-ой категории в «Четиген», театр. Ну ладно. фото: Илья Елисеев

– Как вы считаете, процесс возрождения национальной музыкальной культуры завершен? К 2006 году пришла известность, по крайней мере, в Хакасии. Люди сидят напряженно, не двигаются, все слушают и смотрят, как он исполняет нашу музыку. Как в тайге: ураган по макушкам деревьев ходит, а в кронах тишина. Общественная организация «Фольклорный клуб «Жарки», принят в вокальную группу «Фольклорная группа ансамбля». И в воздухе разливается аромат любви, прямо чувствуется ее энергия. – Нет, что Вы! Я работал на стройке треста «Саянгражданстрой» машинистом строительных машин. Но теперь я могу сказать, что в тот момент и начался новый этап развития хакасского музыкального инструмента. Петр Яковлевич Топоев издал «Свидетельство рождения хомуса» – сборник сказаний на хакасском языке, посвященный этому инструменту. У меня же в предках были сказители, певцы. Предложение П.Я. У меня есть мечта. Он тогда три раза по деревяшке стукнул топором и дал мне его в руки: «Продолжай!». Молодой парень в национальной одежде играет на хомусе перед полным залом. Они успешно где-то пылятся до сих пор. По представлениям хакасов, то, что я вам описал, и есть человек. Очень долго искал человека, которого бы также посещали видения наших легенд. Впрочем, их изготавливали по аналогии балалаек и домбр – с железными струнами, поэтому они не были популярны среди народа. Вот его работа, правда, не совсем законченная. Покопались в родовом древе – ага, сказители были. Как говорится, если наши инструменты воруют, это значит, что они пользуются успехом (смеется). – Нет, но у меня есть знакомые художники и ювелиры, которые этим занимаются. Радиоуглеродный анализ показал, что ему было 125 лет на момент изучения, у нас он лежит уже 25 лет, итого – 150. Таким образом, хомыс – это своеобразный физиотерапевтический прибор для лечения. Спросил меня: «Ты в деревне рос? Республиканский научно-методический центр. А они сами свои инструменты делали. Они по натяжке слабее, мягче – играть проще. – Инструменты – не горячие пирожки, и как-то я не сумел заработать себе на жилье. В 2006 году я вспомнил, что когда-то пожелал стать знаменитым и богатым, и меня даже в жар бросило – желание-то исполнилось! Наши инструменты камерные, в традиционном исполнении рассчитаны на юрту. Вы сами их расписываете? Чарковым, действительно очень востребованы и широко приобретаются практически всеми учреждениями культуры и искусства Республики Хакасия, а также частными лицами Многие мастера за эти годы сумели обеспечить необходимую базу для работы на дому или построили собственные мастерские. Инструменты тогда заказывали в Ташкенте, Москве, по всему СССР, но люди их не любили. Кто первым дойдет до середины, тот получит заклад – охотничье угодье другого второго. Раньше-то они довольствовались тем, что мы им давали, а теперь требуют улучшения звука, удобства игры. Ощущение, как будто с мороза зашел домой, и вкусно поел – сладкая истома по всему телу. Инструменты востребованы, но мы не справляемся с такой нагрузкой дома. Меня постоянно подгоняют музыканты. Потом принят переводом артистом балета 2-ой категории. Еще и артист балета я, оказывается… (Улыбается). По желанию заказчика мы расписываем, инкрустируем – что угодно делаем. Потом, в 1991-м году меня познакомили с Сергеем Трофимовичем Чарковым, который и пригласил работать вместе. Кожа – более близкий и естественный материал. Староват ты для спорта. В то время наши борцы (например, Сергей Карамчаков, призер Олимпийских игр) были очень известными людьми. Требуется государственная поддержка. Все думали, что они очень хорошо живут. Многое, наверное, забылось и потерялось? Долго размышлял, каким бы спортом мне заняться. По породе дерева идут эксперименты. Но ведь им семьи надо кормить! Взглянув на них, она разбила об скалу инструмент, который держала в руках, и исчезла. У нас в производстве требуется знать философию, старые сказания, чтобы лучше понимать инструменты. 81-ый год, рабочий. Теперь я актер…

Ну и с 96-го года на должности мастера производственного обучения, потом с 11-го года мастер производственного обучения кафедры народного художественного творчества Института искусств Хакасского государственного университета. Жизнь устроила шоковую терапию, и все поменялось. На тебе! Инструменты же делаются не только из дерева, но еще из кожи. Вот только не спорта, а изготовления традиционных народных инструментов. Вот тогда наш этап будет завершен. В горах есть дерево, животные: все под рукой. На сегодняшний день ансамбль «Ульгер» полностью перешел на наши изделия. Мне уже было за 20, двое детей, поздновато начинать. Посовещались – нужен ли такой? В России ведь даже нет такой профессии – изготовитель музыкальных инструментов. – Значит, сейчас возродилась традиция игры на народном инструменте и в музыкальных образовательных учреждениях. А артисты выступают за рубежом в залах, на большой сцене. Выяснилось, что с обратной стороны инструмента есть специальное отверстие, которое находится прямо напротив пупка. А есть ли возможность продолжения этого образования в республике? Документ, который нам удалось прочитать – ответ на официальную просьбу в создании мастерской, поражает не только стилем своего написания, но и смыслом, который местные чиновники в него вложили: «Музыкальные инструменты, изготавливаемые мастерами П.Я. Такая вот творческая биография в трудовой книжке. (Читает список своих должностей). Я кивнул. Где вы создаете эти шедевры? Хочешь мастером стать? Ну, вроде нужен. Кем я только не числился, чтобы зарплату получать! Решили они в процессе работы не разговаривать. Однажды я посмотрел фильм «Парфюмер», а позже в тот же день мне приснился сон, как будто я стою за кулисами и смотрю на выступление артиста. Забыв о своем уговоре, они спросили ее: «Кто ты?». Там я встретился со старшим товарищем, который как раз занимался изготовлением народных инструментов. Охотники же по слепку в скале изготовили то, что сейчас мы называем хомысом – струнный инструмент. Сейчас, кстати, мои инструменты уже воруют – это хороший знак. И, когда человеку плохо, инструмент дает ему силы. Или не можете себе позволить хотя бы ее арендовать? И звучание инструментов как-то больше трогает человека. А-а-а, это ты? – Я в детстве, когда читал богатырские сказания, закрывал глаза и видел картинки, которые словно со мной наяву происходили. 90-е годы для меня незаметно прошли, потому что я все в подвале просидел, занят был инструментами. Ведь когда-то здесь был большой каганат – от Казахстана и до Байкала!.. Топор в руках держать умеешь?». И вот я продолжаю до сих пор. Вот есть такое сказание: два охотника (в другой интерпретации, два богатыря) решили построить мост через реку. В университете с 96-го года. Ему сейчас 150 лет. Конечно, не каждый может этим заниматься. И начнется следующий – как всегда и происходит.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.