Что не есть Великий пост

фoтo: Лилия Шaрлoвскaя

С блинaми у нaс ужe xoрoшo пoлучaeтся. С тeми, чтo нa Мaслeницу. Пo блинaм мы впeрeди плaнeты всeй. Изгoтoвлять блины, блинчики, блинушeчки и рoдствeнникoв иx oлaдьи — нa мoлoкe, нa прoкисшeм мoлoкe, нa кeфирe, на перекисшем кефире у нас умеют все: и мужчины, и женщины от мала до велика. Бросил в молочную составляющую яйцо, муку, сахар, соль, разболтал, на сковороду вылил — и встречай себе весну до полного опупения живота. Быстро, дешево, сытно. Кто побогаче — те с красной икрой (отдельно взятые единицы, чьи фамилии произносятся с заметным придыханием, — с черной), кто победнее — со всем прочим: вареньем, сметаной, селедкой, кому и это не по карману — с причмокиванием, тоже ничего.

Так что с блинами и Масленицей у нас все хорошо — даже отлично…

Масленую неделю венчает Прощеное воскресенье, оно тоже в российских традициях, как и блины. Раньше наши предки в этот день, в последний раз налакомившись блинами, взяв снежный городок и спалив чучело Масленицы, просили прощения друг у друга: у знакомых, у соседей. А вечером собирались всей семьей и просили уже у близких, опускаясь на колени. Так было принято. Чтоб не просто отвязаться, а с чувством, толком, расстановкой. Чтоб до мозга костей: «Прости меня за все прегрешения, вольные и невольные». — «И ты меня». Чтоб осознание и смирение до глубины души. Чтоб подготовиться к Великому посту и вступить в него с благодатью на душе.

У нас с «прости меня» пока скудно. Если между близкими еще туда-сюда, нет-нет да и вспомнят, то в глобальном масштабе не очень… И властям предержащим не приходит в голову покаяться перед народом за неэффективные решения, экономическую нестабильность да и просто фигню всякую на бытовом уровне: начиная от непобедимого гололеда и заканчивая прорывом канализации. Да и люди прощения просить не спешат, потому что они же всегда правы! И все им по жизни должны!..

С этим и вступают в Великий пост, который начинается аккурат в понедельник. И этим ближайшие семь недель живут. Некоторые на этот срок, правда, ограничивают себя в еде и хвалятся потом таким подвигом повсеместно: вот, дескать, какая у меня сила воли! а похудела как! а цвет лица! и вообще, предки наши, пост придумавшие, были не дураки… И не приходит в голову людям, что пост ввели в жизнь отнюдь не ради того, чтобы после зимы не стоять удрученно у зеркала и не думать: какой паразит по-тихому ушил всю мою весеннюю одежду? А для покаяния и через него — для духовного роста. Но большинство женщин уверены, что их должен волновать только рост вширь, и с ним надо бороться. А у мужчин вообще отмазка гениальная: я же каждый день езжу на работу, значит, в пути, значит, можно не поститься — церковь путникам-то разрешает…

Нет, конечно, в России есть люди, которые совершенно верно интерпретируют и Масленую неделю, и Прощеное воскресенье, и Великий пост. Этих людей называют воцерковленными, то есть вошедшими в церковь, ведущими духовную жизнь. А все прочие до момента Прощеного воскресенья живут (читай, блины жарят) по православным традициям, а дальше — извините: зачем душе работать? Пусть за нее печень отдувается!

Сорок восемь ближайших дней Великого поста, предназначенного для регулярного посещения церковных служб, молитв, исповедей и причащений, ну и, конечно, ограничений в еде — какой разговор с Богом на переполненный желудок? — пролетят быстро. И наступит…

Правильно, Пасха! А что такое Пасха? Это крашеные яйца, куличи, пасха из творога и сметаны! Ну а где такие яства, там и сто граммов… Праздник же великий! Христово Воскресение! Как за такое не выпить? Еще на кладбище можно сходить — предков уважить. Умные ведь были люди — каких только религиозных обрядов для радости нашей и удовольствия не придумали…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.