Читай, пока молодой

Российские школьники по-прежнему остаются крайне зависимыми от школьной программы по литературе, а внеклассным чтением занимаются лишь изредка, свидетельствуют результаты опроса Znanija.com и компании Brainly. «Газета.Ru» изучила ответы учащихся начальной, средней и старшей школы, чтобы понять, что читают дети XXI века.

Главное

Кущевка по-сызрански

Дочь Немцова просит допросить Кадырова и еще девять человек

Подмосковным гаишникам вручат матрешки с портретами

Адвокат Абдеслама назвал его «идиотом с интеллектом на уровне пепельницы»

Прогноз погоды на конец апреля и начало мая в цифрах и гифках

Читайте также

Три кита человеческой памяти Ученые обнаружили третий механизм формирования памяти

Т-90МС по всем параметрам подходит под индийскую программу

5 отличных рецептов для самых смелых

Субмарины не прибудут в срок. Госпрограмма вооружений по атомным подводным лодкам не будет выполнена в срок

Госкомпании повернулись к малому бизнесу. В Москве завершился форум «Госзаказ — за честные закупки»

Бессмертие — это только начало. Будущее глазами футуролога и технического директора Google Рэя Курцвейла


Новости СМИ2

«Россия — самая читающая страна», «Самый лучший подарок — книга» — эти слова откладываются у россиян на подкорке еще со школьной скамьи. Однако мы редко задумываемся, что именно читают жители нашей страны и, что не менее важно, какую литературу предпочитают дети. Портал Znanija.com и компания Brainly по просьбе «Газеты.Ru» провела опрос среди школьников, чтобы понять, какие книжки листают учащиеся младшей, средней и старшей школы, следуют ли они школьной программе и что выбирают для внеклассного чтения.

Наиболее сознательно к школьной программе подходят в начальной школе: 74,36% опрошенных ответили, что читают все книги из перечня целиком. В средних классах школьной программе следуют почти 2/3 учащихся (62,75%), а уже в старших — только половина (47,85%). С возрастом школьники чаще прибегают к чтению отдельных отрывков и пересказов: если в начальной школе ими пользуются 14,87 и 5,13% соответственно, то в средней школе этот показатель равен 19,71 и 10,29%. Больше всего к пересказам прибегают старшеклассники (20,86%), а отрывками школьную программу читают порядка четверти учащихся 10–11-х классов (26,38%).

При этом в старшей школе было зафиксировано наименьшее число респондентов, которые заявили, что они не читают школьную программу в принципе, — таких оказалось только 4,91%.

Чуть больше их было в начальной школе (5,64%), а больше всего программу по «литре» игнорируют школьники 5–9-х классов (7,25%).

«Онегин» проиграл «Карамазовым»

Федор Достоевский оказывает на мировое научное сообщество самое большое среди всех русских писателей влияние — к таким выводам пришли… →

Немного хуже обстоят дела с внеклассным чтением: старшеклассники в большинстве своем (52,76%) читают книги вне школьной программы лишь «иногда», регулярно подобную литературу берут в руки 38,04% опрошенных. При этом 8,59% из них вовсе не читают книг, которых нет в школьной программе. Чуть больше любителей внеклассного чтения в средней школе: регулярно литературу, не содержащуюся в школьной программе, читают 42,03%, иногда — 51,74%, совсем не читают — только 5,94% опрошенных. Учащиеся начальных классов больше всего регулярно читают вне школы (51,79%). Примерно половина (45,13%) читает книжки не из программы периодически, и только 2,56% опрошенных читают исключительно литературу, которую их заставляют изучать в школе.

Любовь учеников к школьной программе держится на сравнительно низком уровне в начальной школе (21,54%), угасает к средней (17,39%), но зато потом опять оживает уже в старших классах (26,38%) (такая же тенденция просматривается в сфере научно-популярной литературы и энциклопедий). На исходе школьных лет ученики начинают активнее читать классику вне школьной программы (34,97%), но в средней и начальной школе не питают к ней большого интереса (17,10 и 14,36% соответственно).

Больше всего школьники всех возрастов любят книжки про приключения (50, 77% в начальной школе, 48,41% в средней и 41,72% в старшей) и фантастику (30,77%, 50,14% и 35,58%). Третьим по популярности литературным направлением среди школьников 1–4-х классов оказался жанр «ужастиков» — их читают более четверти учащихся начальной школы (27,18%). Однако в средней школе их популярность начинает падать (23,33%), а в старшей школе становится достоянием немногочисленной прослойки любителей Стивена Кинга (15,34%). Больше всего любителей комиксов и манги было обнаружено в средней (22,03%) и начальной (18,97%) школе. В старших классах гиков оказалось меньше всего — 11,66%.

По мере пубертатного взросления возрастает интерес школьников к любовным романам: в первых классах их читают 12,82%, в средней школе — 21,19%, а в старших классах — более трети учащихся (34,36%).

Зато детективам стабильно отдает предпочтение четверть российских школьников, причем в любой возрастной категории.

Впрочем, литературные предпочтения российских школьников оказались шире, чем было предусмотрено в перечне опросника. Школьники младших классов среди своих любимых книг выделяли мемуары, литературу жанра замечательных людей, рассказы о животных, духовную литературу (!), а также «Сумерки», которые сложно отнести к какому-либо уважаемому литературному жанру, не принизив его достоинства.

В средней школе нашлись любители газет и журналов, книг по теме «Что можно делать, когда тебе скучно», рассказов Владислава Крапивина, а также стихов, в том числе военных и Сергея Есенина (хорошо, что не Хармса). Кроме того, любимыми литературными жанрами были названы фанфики и книги по фильмам, бизнес-литература, православная литература, психология, эзотерика. Немного настораживает то, что кто-то из участников опроса назвал своей любимой книгой «50 дней до моего самоубийства» — она, как и ИГИЛ, запрещена в России.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.