фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв
Пoслe кaждoгo нoвoгo кoшмaрa, нeсoвeршeннoлeтний «гeрoй» кoтoрoгo вooбрaжaeт сeбя тeрминaтoрoм из кoмпьютeрныx стрeлялoк, взрoслыe oтчaяннo ищут винoвaтыx в дaннoм кoнкрeтнoм эпизoдe. Нe зaмeчaя, чтo тeм врeмeнeм в сoцсeтяx гoтoвятся и сиквeлы, и римeйки нaшумeвшeгo триллeрa. A вeсь фoкус — в рeзoнaнсe, вeдь имeннo eгo пoдрoстки жaждут добыть любой ценой.
— Мальчик был аутсайдером, а после вооруженного нападения стал крутым, — констатирует глава Национального родительского комитета Ирина Волынец. — Это так называемый «феномен Дианы Шурыгиной», которому сегодня подвержены не только подростки, но и взрослые. Все хотят собрать как можно больше лайков, и все знают, что самый большой «хайп» (крик, резонанс) делается на негативе.
По мнению экспертов, чем смелее исполнитель, тем на более резонансный негатив он отваживается во имя пресловутого «хайпа» от окружающих. Проливается кровь, рушится собственная судьба исполнителя, но при этом все происходит четко по законам современных коммуникаций: кто был никем, то станет всем… Если выкинет нечто, о чем хотя бы пару дней поговорит вся страна.
Читайте материал: «Школьное ЧП в Ивантеевке: американский пример оказался заразителен»
— Брейвик — серийный убийца, — приводит пример Ирина Волынец. — Под негодование всего мира сел за решетку, где получил прекрасное образование, написал книгу и теперь дает мастер-классы. Из никому не известного мрачного нелюдима он превратился в популярную личность.
Чем больше примеров «громкой славы» преступников, тем больше подросткам хочется им подражать — возраст это подразумевает.
– Вчера травили и бойкотировали, сегодня выгораживают — это типичный стокгольмский синдром, — полагает адвокат Игорь Трунов, защищавший интересы потерпевшей стороны по аналогичному делу «школьного стрелка», только столичного. — Герои сегодняшнего времени — отрицательные. Это раньше, чтобы стать героем, нужно было совершить подвиг, красивый, благородный поступок. А сегодняшние герои — криминальные авторитеты, воры в законе. Причем воспринимаются они как «робингуды», сражающиеся с серостью окружающего мира.
Сейчас, конечно, активно выясняется степень вины охранника ивантеевской школы, который, как выяснилось, слушал на посту музыку в наушниках. Не обращал внимания на учеников, проходящих мимо него, несвоевременно отреагировал на сообщение о стрельбе, не оповестил правоохранительные органы, а при эвакуации не своевременно открыл запасные выходы.
— А ведь именно от его действий зависело развитие ситуации, — считает вице-президент ассоциации «Школа без опасности» Михаил Гаврилов. — К счастью, инцидент не завершился трагедией. Но вообще так можно было бы охранять какую-нибудь стройку: ворота открыл, машина проехала… Но не школу. Этому ЧП способствовали нарушения, допущенные охранником ивантеевской школы.
— Что же делать, неужели «натаскивать» специальные отряды охраны на вооруженных школьников?
— Менять охрану детства в принципе! — убежден Анатолий Северный, президент Ассоциации детских психиатров и психологов. — У нас нет семейной психотерапии, кризисных центров, квалифицированных психологов. Даже если сейчас школы укомплектуют подростковыми психологами, это лишь залакирует реальность. Ведь школа заинтересована в том, чтобы приходило как можно больше детей, а для этого школе не нужно раздувать то, что еще можно замять.
— На бумаге-то у нас все правильно, — резюмирует Ирина Волынец. — Но не на деле. Сегодня учитель относится к ребенку, как к машине по производству ЕГЭ. Для педагога важна не личность, а «эффективность» ребенка, за которую учитель получает деньги и повышение квалификации. Увы, наша сегодняшняя средняя школа — это коммерческое предприятие, мы теряем систему воспитания.
Интересно, но нечто подобное в конце августа предвещали … зоозащитники! Когда стало известно сразу о нескольких случаях с до смерти замученными подростками животных, они выступили с предупреждением, что с началом учебного года агрессия может «переехать» в школьные классы.
— Важно понимать, что агрессия хотя и вымещается на беззащитных животных (кошках, птицах, маленьких собаках), как на существах, не имеющих возможности дать отпор, но гнев подростков зреет в семье и направлен на родителей, — сказал в конце лета психолог Владислав Рогимов, зоозащитник и член-корреспондент Академии медикотехнических наук РФ, комментируя случай в Самарской области, где девочки-подростки швыряли о стену котят, заодно снимая «героическое» видео для соцсетей.
— Желание отомстить за обиды порождает агрессию, но направлена она не на «сильных» родителей, а на тех, кто слабее — сначала на животных, потом на сверстников, — уверен Владислав Рогимов и сегодня. — Если подросток проявляет жестокость к братьям меньшим, то, как минимум, не получает должного внимания и заботы от родителей, а как максимум, в семье присутствует физическое насилие. Жестокое обращение с животными на 99% вызвано жестокостью в семье: психологами замечено, что на кошках дети вымещают обиды на мать, потом кошку может сменить любая жертва женского пола — подружка, учительница, старушка по соседству… Мы много говорим о том, как предвидеть, как предотвратить подобные страшные вспышки подростковой агрессии. А ведь инциденты с истязанием животных — один из самых красноречивых показателей, доказывающих наличие агрессии.
Напомним, 5 сентября в школу подмосковной Ивантеевки ученик беспрепятственно пронёс под плащом пневматическое ружьё, взрывпакеты, кухонный топорик и сначала напал на учительницу, а потом устроил стрельбу. В результате нападения трое его одноклассников получили травмы различной тяжести, а учительницу доставили в больницу с черепно-мозговой травмой. Увы, это не первый случай, когда ученики устраивают бойню в родных учебных заведениях. 3 февраля 2014 года ученик школы в столичном районе Отрадное принес в школу две винтовки, захватил в заложники одноклассников и расстрелял учителя географии.
Читайте также: «Школьный стрелок» из Ивантеевки извинился перед своими жертвами»