— Xрaм — нe мeстo для рaзгoвoрa или игр, этo мeстo для мoлитвы, — пoясняeт мнe пoслe службы свящeнник, к кoтoрoму я всe-тaки пoдxoжу с вoпрoсoм, a нe сильнo ли я нaгрeшилa. — Из кoмпьютeрнoй игры, — oбъясняю я. В этoт мoмeнт рядoм сo мнoй oднa из жeнщин нaчинaeт пaничeски oщупывaть кaрмaн, слышнo, кaк тaм у нee вибрируeт тeлeфoн. Зaxoжу тудa, гдe и пoлoжeнo нaxoдиться жeнщинe. Я спoкoйнo и бeспрeпятствeннo прoxaживaюсь пo нижнeй части синагоги в поисках покемонов. — спрашиваю женщину, что продает свечи и другую церковную символику. Прихожане меня игнорируют, одни погружены в чтение Торы, другие внимательно слушают раввина. — обращаюсь к нему, решая немного спровоцировать ситуацию. Подхожу к одному из прихожан мечети с вопросом о покемонах. — Какие еще покемоны? Беги, покемон, ты все еще на свободе! — И вы, девушки! Народу немного. — это уже мне. И я первым делом направилась именно туда. Хотя страшного греха я в этом не вижу. Но не все открывают бумажные варианты книг, кто-то достает мобильные и планшеты, видно, что на экраны выведены суры (но один, как удалось заметить, — сверху-то видно! Сразу захожу в мужскую половину. Мула смотрит в мою сторону с особым осуждающим вниманием. — Человек должен помнить о Божьих очах. — Как вы отнесетесь к тому, что я играю в Pokemon Go в синагоге? — отрезает тот, уяснив суть вопроса, — сюда приходят молиться. Меня ваша игра не беспокоит, — заключает он. — Немедленно! Зато развеяли миф о якобы возрождающейся в России инквизиции. — внезапно повелительно звучит голос муллы. — Хватит ерундой заниматься, — испуг церковной служительницы переходит в праведное возмущение. Так делается всегда, если в храме вы совершаете какое-то действие, не касающееся службы Богу, например фотосъемку, — объясняет служительница. Я продолжаю демонстративно водить своим смартфоном в воздухе. Но этот человек способен отвлечься, например, на рекламу или фотографию девушки, которые могут выскочить, пока ищется и подгружается текст Священного Писания. Достаю смартфон, демонстрирую игру, но поиски мной покемонов никого не интересуют. — Какие такие баллы? — повисает тяжелая пауза, я жду продолжения, и он решается. Находящиеся в мечети покорно убирают технику, хотя лица некоторых выражают недовольство. Обращаюсь к молодому человеку, который останавливается рядом. фото: youtube.com
На несколько секунд он вдруг замолкает, задумавшись. Считайте, что за искреннюю молитву, за чтение Корана мы получаем 10 баллов. — Баллы духовного роста, — объясняет мулла, — это фигурально, просто чтобы вам было понятнее. Захожу внутрь, в храме прохладно и темно, прихожане сосредоточены на молитве. А читая их через телефон, один балл получаем с трудом. — Некоторые, как вы уже сами увидели, читают Коран на телефоне. — Идите к батюшке и спросите благословения! — За вами я увидела покемона, можно его поймать? Мачете, например?» К счастью, ничего этого у меня при себе не имеется, и пройти внутрь мне разрешают. — Вышвырну! — А если вдруг и пойдете! Подхожу в конце службы к раввину. — Неужели совсем никак нельзя? — Дети играют в игры. Ну что же, покемона — Господи, прости! Выбранная мною мечеть, как и полагается, была поделена на две части: мужскую — нижнюю и женскую — верхнюю. Тут рядом вырастает охранник
— Покемоны, говорите? — В нас нет достаточно крепкой веры, поэтому мы отвлекаемся на телефонные игры, фильмы и так далее, техника мешает нам сосредоточиться на молитве, — пояснил мне потом, когда я подошла раскаяться в «покемонстве», мулла. — Откуда они в храме? А вы в храме! — Синагога не место для игры! Ну уж тут-то точно, по примеру видеоблогера, меня должны скрутить и, вызвав охрану, доставить в отделение! — Но мне очень надо! — Представляете, в Афганистане рвутся бомбы, и люди молятся и не обращают ни на что внимание. А это недопустимо. — Уберите всю электронику! После мечети направляюсь в синагогу. фото: Владимир Топоровский
Репортер «МК» в синагоге. — Я плохо представляю, что это такое, — пожимает тот плечами. Только охранник, седой и хмурый, смотрит неодобрительно, особенно когда я приближаюсь к синагогальному ковчегу, почитаемому предмету в иудаизме. Выходит седой мулла, разглаживает бороду, раскрывает Коран. — Ножи? — жалостливо говорю я. Будем считать, что дело это богоугодное и нашу провокацию полностью искупает. Ни один человек не обращает на меня внимания, все внимательно следят за службой, молятся, крестятся, некоторые опускаясь время от времени на колени. — Покемонов она тут ловит! В светлом зале почти никого нет, только несколько мужчин в дальнем углу слушают проповедь немолодого раввина. Однако достать его она не решается. — Идите ловите покемонов в другом месте! — Хотя истинно верующему человеку ничего не должно мешать молиться, — как бы вслух продолжает размышлять он. фото: pixabay.com
Наконец я отправилась в православный храм неподалеку. — В мечети покемонов ловить нехорошо, — в ответ улыбается собеседник, — но если он вам очень нужен, попросите кого-нибудь из мужчин, вам поймают вашего покемона, когда окончится служба. «В мечети его бы угостили и отпустили!» — так комментировали в Сети некоторые либерально настроенные мусульмане арест видеоблогера, утверждая, что, дескать, представители их-то религии никогда бы не позволили себе так сурово наказать человека за смартфон. — Начинаем читать Священное Писание, — звенит его голос. — Везде, но в святая святых — нельзя, — несколько угрожающе говорит охранник. — смотрел новый боевик со звездой этого жанра Джейсоном Стэйтемом). — мы так и не поймали. Поступок человека, который играет в храме, некультурный. Между тем мулла не продолжает службу, а на меня — последнюю, кто еще со смартфоном в руках, — начинают выразительно поглядывать соседи, и я не выдерживаю психологического натиска, прячу гаджет в сумку. — пугается женщина. А за то, что слушаем суры, только два балла. — Но в общем нормально, наверно. — Я играю в Pokemon Go, везде можно пройти? — серьезно интересуется один из охранников на входе. Я просто наведу телефон и нажму кнопку! «Кастеты есть? Что касается игры в покемонов, я ничего не имею против нее, но когда кто-то входит в мечеть и продолжает играть, он отвлекает и других людей от служения Богу. — сердито шипит он. — Он указывает мне на выход. Надо признать, сделал он это мягко, хотя и назидательно.